| 
 
 |  | 
| Details about exhibition Crossroads: Ukrainian modernism, 1910-1930>>> 
                      Авангард послали подальше
                      
                       
 
                        Сегодня в Chicago Cultural Center 
                        открывается выставка "Украинский модернизм 1900-1930 
                        годов". На ней будут представлены около восьмидесяти 
                        произведений модернистов первой трети ХХ века, которые 
                        имеют отношение к Украине. В экспозицию вошли работы 
                        признанных мастеров авангарда – Экстер, Малевича, 
                        Бурлюка, Богомазова, а также живопись, графика и 
                        скульптура менее известных авторов. 
                       Идею показать 
                      американской публике работы украинских художников начала 
                      ХХ века подал известный коллекционер и знаток русского и 
                      украинского искусства Никита Лобанов-Ростовский. Это было 
                      в 2001 году, когда в Канаде в рамках проекта "Феномен 
                      украинского авангарда" выставляли около семидесяти работ 
                      авангардистов периода 1910-1930 годов, так или иначе 
                      связанных с Украиной. Но, как выяснилось, то, что удивило 
                      Канаду, вряд ли произведет особый фурор в США – имена 
                      Родченко, Малевича и Экстер давно известны и прочно 
                      ассоциируются с русским авангардом, а представить более 
                      масштабную экспозицию авангардистов не позволяла скудость 
                      украинских собраний.  Никита 
                      Лобанов-Ростовский посоветовал расширить хронологические 
                      рамки до 1900 года и включить в экспозицию работы мастеров 
                      "сецессиона", а в качестве финансово-организационного 
                      партнера предложил американский фонд Foundation for 
                      International Arts & Education. С украинской стороны 
                      формированием экспозиции занимались заведующий отделом 
                      искусства ХХ века Национального художественного музея 
                      Людмила Ковальская и известный искусствовед Дмитрий 
                      Горбачев, который был куратором нескольких громких 
                      выставок украинских модернистов.  Фонд Foundation 
                      for International Arts & Education (FIAE) известен своим 
                      фанатичным стремлением познакомить американцев с 
                      искусством стран бывшего СССР. Именно по инициативе FIAE с 
                      июня прошлого года и по сей день в рамках выставки Mir 
                      Iskusstva: Russia`s Age of Elegance по музеям США 
                      путешествуют работы Натана Альтмана, Александра Бенуа, 
                      Леона Бакста, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева и 
                      других художников из собрания Государственного русского 
                      музея Санкт-Петербурга. При этом в каждом из трех городов, 
                      включенных в турне, экспозиция частично меняется – фонды 
                      одного из главных музеев России позволяют жонглировать 
                      именами и шедеврами. Ранее FIAE успел познакомить 
                      американскую публику с работами художников русского 
                      авангарда, а также произведениями искусства античной и 
                      средневековой Грузии.  В США отправлены 
                      около восьмидесяти работ, демонстрирующих развитие 
                      украинской художественной школы в начале ХХ века – от 
                      модерна до утверждения соцреализма. Основную часть 
                      выставочного материала предоставил Национальный 
                      художественный музей, отправивший в Штаты фактически всю 
                      свою экспозицию произведений искусства начала прошлого 
                      века – от признанных звезд авангарда, давно и преданно 
                      любимых мировой публикой, до украинских модернистов, чьи 
                      имена пока что известны лишь узкому кругу интересующихся.
                       Один из таких 
                      малоизвестных перспективных – украинский график Всеволод 
                      Максимович – вызвал у американской стороны и князя 
                      Лобанова-Ростовского особый восторг. Прожил Максимович 
                      недолго – всего двадцать лет – и покончил жизнь 
                      самоубийством, но перед смертью успел масштабно 
                      переосмыслить творчество знаменитого книжного графика Обри 
                      Бердслея. Его огромные графические панно, выполненные в 
                      стилистике, близкой к прерафаэлитам, поражают воображение 
                      трудоемкостью и ювелирностью исполнения. Вместе с 
                      Максимовским в секции модернистов представлены Федор 
                      Кричевский, чьи работы произвели фурор на Венецианской 
                      биеннале 1928 года, Олекса Новаковский, который 
                      представляет довольно малочисленную группу живописцев 
                      украинского барокко.  Экспозицию 
                      украинского авангарда 1910-1930 годов можно четко 
                      разделить на пять частей. Первая – полотна мастеров, 
                      работавших исключительно на Украине и до сих пор 
                      остающихся малоизвестными на Западе. Прежде всего, к ним 
                      относятся талантливые кубофутурист Александр Богомазов и 
                      неопримитивист Виктор Пальмов, которых мировой арт-рынок 
                      рассмотрел сравнительно недавно. Сюда же можно отнести 
                      конструктивиста Василия Ермилова и автора самобытных 
                      лубочных рисунков Марину Синякову – музу Велимира 
                      Хлебникова и Бориса Пастернака.  Отдельной 
                      строкой в экспозиции прописаны художники-театралы, близкие 
                      Александре Экстер. Среди них – мастер костюма Вадим Меллер, 
                      известный по работе с балетной школой Нижинских, 
                      удивительно самобытный Александр Тышлер, великолепный 
                      сценограф Александр Хвостенко-Хвостов и, безусловно, 
                      Анатолий Петрицкий. Последний на выставке "Украинский 
                      модернизм 1900-1930 годов" представлен не только эскизами 
                      театральных костюмов, но и более поздними работами, в 
                      частности портретами из "харьковского цикла", написанными 
                      под влиянием кубофутуристов. Кроме того, на выставке 
                      широко представлены "бойчукисты" (Бойчук, Седляр, 
                      Каспирович) и художники киевской еврейской школы (Захар 
                      Рыбак, Марк Эпштейн).  Но все же, 
                      несмотря на явное половодье красок, самыми яркими штрихами 
                      в общей картине выставки стали малоизвестные работы 
                      авангардистов с мировым именем – от Малевича, Родченко и 
                      Грищенко до Татлина, Экстер и Бурлюка. Есть даже Розанова 
                      с Кончаловским и Элем Лисицким. Кто-то из них родился на 
                      Украине, кто-то умер, кто-то успел поработать до 
                      эмиграции. Столь однозначное отнесение их к когорте 
                      украинских авангардистов выглядит весьма спорным. Они 
                      давно и прочно интегрированы в мировой художественный 
                      контекст, на арт-рынке традиционно проходят под вывеской 
                      "мастера русского авангарда" и вряд ли нуждаются в 
                      национальной идентификации.  
                       
                       Основная часть 
                      экспозиции – более сорока полотен – взята из собрания 
                      Национального художественного музея. Остальное 
                      представлено Государственным музеем театрального, 
                      музыкального киноискусства, Пархомовским 
                      историко-художественным музеем, Одесским, Львовским и 
                      Днепропетровским художественными музеями, а также 
                      коллекционерами из Киева, Одессы и Львова.   
              
            Related Links 
            
            Details about exhibition Crossroads: 
            Ukrainian modernism, 1910-1930>>> | ||||||
| 
 |  |   |